1547 г. Великий пожар в Москве
Предание гласит, что пожар был предсказан Василием Блаженным. Накануне бедствия юродивый пришел в Воздвиженский монастырь и долго там молился в молчании со слезами. На следующий же день именно это место стало очагом пожара, а сильный ветер способствовал его быстрому распространению.
От огня сильно пострадали Кремль, Китай-город, большая часть посада, погибли более 2,5 тыс. человек. Большинство москвичей остались без крова. Сразу же после пожара царь Иван IV издал закон, обязывающий московских жителей иметь во дворах и на крышах домов бочки, наполненные водой. Для приготовления пищи предписывалось строить печи и очаги на огородах и пустырях вдали от жилых строений. В то же время появились первые ручные насосы для тушения пожаров.
Трагедия 1547 года заставила москвичей подумать о том, как обезопасить свои жизни в случае нового бедствия. В 1591 году началась постройка четвертого кольца московских укреплений — Деревянного города (Скородома), охватывавшего слободы, лежавшие за стенами Белого города. Его стены продолжали свое кольцо за Москвой-рекой, охватывая центральные части Замоскворечья.
При Михаиле Романове на месте сожженных в Смуту деревянных стен Скородома был насыпан земляной вал, в результате чего возник Земляной город. А в апреле 1649 года царь Алексей Михайлович издал «Наказ о градском благочинии», заложивший организационные основы профессиональной пожарной охраны в Москве.
1893 г. Открылось первое колесо обозрения
В 1891 году организаторы Всемирной выставки в Чикаго, запланированной на 1893 год, объявили конкурс на лучший проект сооружения, которое могло бы стать «визитной карточкой» будущего мероприятия и по своим масштабам затмило бы Эйфелеву башню — «гвоздь» Всемирной выставки 1889 года в Париже.
Организаторы получили немало писем от инженеров со всего мира. Однако их проекты были не оригинальны. В основном предлагалось построить еще более высокую башню.
Тогда молодой инженер из Иллинойса Джордж Феррис предложил построить гигантское колесо обозрения с кабинками для людей. На эту идею его натолкнуло воспоминание о колесах водяных мельниц, которые он видел в детстве на реке Карсон в Неваде.
Коллеги посчитали идею Ферриса абсурдной. Но он не сдавался. Инженер потратил $25 000 собственных средств на создание чертежей и разработку точных спецификаций сооружения, и в результате администрация выставки согласилась. Было, правда, одно условие: в отличие от Эйфелевой башни, строительство которой частично финансировало правительство Франции, Джордж Феррис должен был сам найти деньги на сооружение своего детища.
Большинство деталей будущего колеса было изготовлено в Детройте, а потом на поездах доставлено в Чикаго. Колесо Ферриса имело диаметр 80 м и сидело на оси длиной почти 14 м и диаметром в 2 м. 36 кабинок вмещали по 60 посетителей каждая. Масса всего сооружения составляла 4100 тонн. Всего на постройку колеса было затрачено $250 000.
21 июня 1893 года аттракцион открылся для публики. За все время выставки на колесе прокатились почти 1,5 млн. посетителей, заплатив за 10-минутную поездку 50 центов. Это принесло организаторам почти $730 000 прибыли — по тем временам огромные деньги!